Детское пространство

5 новых лучших детских пространств Москвы (и как они устроены)

В Москве появляется все больше новых игровых площадок, которые не похожи на куски разноцветного пластика, скопированные из соседнего двора. Здесь дети могут придумывать разные сценарии игры, соприкасаться с природой и чувствовать себя особенными. «Афиша Daily» показывает хорошие примеры, а архитекторы рассказывают, как и зачем они их придумали.

Площадка «Оригами» в ЖК «Саларьево-парк»

архитектор бюро AFA

Как устроена площадка

Для площадки мы взяли идею оригами. Каменный холм выполнен в форме классического оригами с ребрами в виде сгибов, а для архитектуры навесов и подиумов для сидения взяты мотивы бумажных модулей. На площадках огромное количество деталей, в которые мы всегда стараемся вложить свой подтекст.

Чтобы придать площадке более природные черты, использовали натуральный камень, дерево, песок, гальку, кору, щепу. Они создают особые сенсорно-тактильные ощущения и дают безграничное число сценариев игры. А ведь именно через игру дети познают разнообразие мира, понимают, как он работает, получают новый жизненный опыт.

Важным фактором хорошей среды для нас является ее способность «приглашать к общению». Например, очень хорошо работают игры с водой. На площадке «Оригами» есть водная зона, где сложно играть в одиночку. Она устроена следующим образом: в одной части постоянно циркулирует вода, благодаря насосной системе, в другой — воду поднимают сами дети с помощью винта Наутилуса. Чтобы вода потекла по нужному руслу, необходимо взаимодействовать между собой. Эта одна из любимых зон и взрослых, и детей. Летом по воде все ходят босиком.

Особое внимание мы, как обычно, уделяем риску и возможности рисковать . Игровая среда — то место, где ребенок должен получить такую возможность. На площадке есть девятиметровая башня, куда можно добраться и рассмотреть все вокруг.

Свои площадки мы стараемся не называть «детскими» — это целые игровые пространства, которые притягивают не только детей, но и взрослых. Здесь есть кафе, столы со скамейками, есть просторные лежаки и гамаки. Родители чувствуют себя полноправными пользователями и часто с удовольствием вступают в игру.

Площадка в парке «Зеленая река»

основатель архитектурного бюро «Чехарда»

Как устроена площадка

Площадка находится на территории ЖК «Символ» и парка «Зеленая река» на месте бывшего завода «Серп и молот». Детская зона называется «Сказочные острова» и делится на две игровые площадки для детей разных возрастов: «Дуб» (7–12 лет) и «Холмистые берега» (1–7 лет). Она словно вытянута вдоль реки и символизирует ее течение. Центральный элемент пространства для детей постарше — семиметровая конструкция-маяк из натурального дуба с канатным лабиринтом. Вокруг этого игрового элемента расположены батуты, качели-гнезда и площадки для развивающих игр. В зоне для маленьких детей главным объектом является большая песочница, «озеро малышей». В качестве развивающей составляющей выступает экскаватор, с помощью которого дети пересыпают песок. Сами объекты — пни, бревна, паутинки, канаты — выглядят лохмато и неотесанно.

Нужны ли природные площадки в городе

Эта площадка — один из первых примеров того, как девелоперы и застройщики перестают бояться природности. До этого нашими заказчиками были в основном парки, куда хорошо встраивается подобное игровое окружение.

Современным детям не хватает соприкосновения с природой, деревом, неотесанными формами, безопасными, но при этом абсолютно непредсказуемыми . Призвание наших площадок — восполнять этот дефицит. Хоть «Серп и молот» и является самой урбанизированной из всех наших площадок, она все равно выполняет свою функцию. Деревяшки и стекло прижились, и это развязывает нам руки — раньше мы немного робели перед подобными проектами, а теперь видим, что они отлично сосуществуют.

Такие площадки становятся островком леса среди каменных джунглей. И люди, которые видят их, словно пробуждаются ото сна и думают: «Боже, это бревна, сучки, вода! Все такое живое, настоящее» .

И еще одно огромное преимущество натуральных площадок: после того, как ими перестанут пользоваться, они не будут загрязнять окружающую среду. Откуда взялись материалы для строительства, там они в конечном случае и окажутся.

Как узнать, чего хочет ребенок

Перед проектированием детской площадки нужно ответить на вопросы: для кого ее делаем, где делаем, зачем? Мы придерживаемся идеи, что каждая возрастная группа должна иметь свое безопасное пространство. Например, для малышей от 1 до 3 лет необходимо что‑то невысокое, допустим песочница. Также важны материалы для развития мелкой моторики: песок, галька, щепа. Важно иметь место, где дети могут укрываться, например домик.

Дети среднего возраста, от 3 до 7 лет, любят качели, лазалки, горки и в целом активно проводить время. Поэтому для такого возраста предусматриваются «поляны», то есть открытые пространства, где дети могут бегать, а по периметру создаются игровые пространства.

Более взрослым детям необходимо почувствовать себя главнее родителей, поэтому для них конструируются объекты, куда они могут забраться и понять, что никто, кроме них, этого сделать не может. Пример тому — площадка «Сказочный лес» в Казани. Нас радует, что при правильной планировке детского пространства и взрослые начинают вовлекаться в игру.

Каждый сезон мы создаем площадку, которую дети проектируют от начала до конца. Взрослые отзываются о них как о несуразных и непредсказуемых, но только так можно понять, что именно необходимо ребенку. Мы просто приносим кучу веток и начинаем с ними экспериментировать. В результате рождается космическая структура, где главное функция, а не визуальная картинка. Пример — детская площадка на «Дипломатическом пляже» Николиной Горы в Подмосковье.

Детская зона Московского зоопарка

ведущий архитектор бюро Wowhaus

Как устроена площадка

До работы над Детской зоной Московского зоопарка мы спроектировали «Ферму» на ВДНХ, в концепции которой также было этичное взаимодействие детей и животных. Там можно поучиться доить козу, погладить кролика, посмотреть на коров, пообщаться с ламами. Мы изучали опыт городских ферм в Берлине, которые строят там с 1970-х годов. Правда, они далеко не такие урбанизированные и красивые, так как в основном инициатива создания таких ферм возникает у самих горожан.

«Детский зоопарк» мы проектировали уже с учетом опыта, полученного на «Ферме». Кроме возможности общения с животными мы добавили сюда заметную образовательную составляющую. Здесь заложено не только прямое обучение на мастер-классах, но и обучение через игру, то есть косвенное.

Читайте также:
Установка пластиковой двери на балкон своими руками

Расположенные на территории детские площадки тематически перекликаются с существующими здесь зонами. Например, рядом с авиарием есть площадка с гнездышками, куда дети могут залезть и поиграть в птиц. На контактной площадке «Ферма» стоит игровое оборудование для коз, повторяющее привычный для них горный рельеф. Рядом — рельефная площадка для детей: ребенок может наблюдать за животным и повторять его поведение. Есть «кроличьи норы», батуты, скалодром и другие объекты, которые так или иначе соотносятся с образом жизни животных, обитающих рядом. Интерактивные обучающие стенды, расположенные на территории «Детского зоопарка», мы разрабатывали с ученым и популяризатором биологии Дмитрием Кнорре.

Взаимодействие детей с животными происходит под присмотром инструктора: он рассказывает, как лучше их гладить, как подступиться, почему их не стоит бояться и зачем быть с ними осторожными.

Делать ли площадки тематическими

Мы с моим шестилетним сыном Федей обожаем тестировать самые разные детские пространства и в Москве, и за границей. Его любимая площадка — «Салют» в парке Горького.

В процессе работы бюро Wowhaus вместе с социологами и экономистами всегда продумывает, как будут вести себя разные пользователи в том или ином пространстве. Специалисты дают советы, что будет в этом месте более востребовано и как сделать его самоокупаемым.

Площадки нового образца можно разделить на тематические и многоплановые. К первым можно отнести «Корабль» в парке Горького и «Космос» на ВДНХ. На них не будешь ходить каждый день, максимум раз в месяц, ведь функции ограничены конкретной тематикой. А на многоплановых площадках можно играть хоть каждый день, и каждый раз ребенок будет придумывать, кем и как он хочет быть в конкретный момент. Я посетила огромное количество площадок по всему миру и поняла, что часто для ребенка внешний вид пространства не имеет никакого значения — главным являются возможности для игры .

Игровая зона в ЖК «Царская площадь»

ведущий архитектор бюро Wowhaus

Как устроена площадка

Хотелось, чтобы, играя на площадке, дети могли почувствовать себя в немного другой реальности. Мы старались создать «неземной» ландшафт с запоминающимся рисунком и искусственным рельефом. Пространство поделено на две части: спортивное и общее игровое. Они расположены по разные стороны участка, но объединены рисунком покрытия, плавно перетекающим из одной площадки в другую. Обе части выполнены в одинаковых цветах, но в инверсии: в детской зоне — яркое покрытие, а оборудование — из неокрашенного металла и натурального дерева; в спортивной — наоборот, внимание привлекают яркие тренажеры, а покрытие остается монохромно-нейтральным.

Спортивная площадка нацелена в первую очередь на активный отдых подростков и взрослых — для них есть разнообразные тренажеры, беговая дорожка, разметка для кроссфита и стол для игры в пинг-понг.

Игровая зона спланирована так, чтобы развивать фантазию у ребенка. Здесь можно каждый день придумывать разные игры, задействуя одни и те же элементы. В центре площадки находится активная зона с сетками, канатами, зацепами, батутами. Но преимуществом являются даже не игровые объекты, а ландшафт, задающий разные сценарии использования. Мы старались максимально озеленить территорию, чтобы у ребенка менялось впечатление от разных частей площадки. Например, можно ходить по газону, так как это единственный способ добраться до гамака, спрятанного в зарослях кустов и деревьев.

Как и другие современные архитектурные бюро, мы считаем очень важным фактор риска при планировке площадки. Существует ложное мнение, что индивидуально спроектированные площадки опаснее заводских пластиковых городков — но ведь 15 лет назад все не только играли на детских площадках, но и прыгали с гаражей, лазали по заброшкам. Это ли не настоящий риск? Лучше научиться осознанному риску на детской площадке с резиной и щепой, где максимальная опасность — содрать коленки, чем подвергать себя настоящей опасности в поисках нового опыта.

Появление подобных площадок в новых ЖК стало маркетинговым инструментом. Они дают огромные преимущества при продаже и работают на имидж застройщика. Вне зависимости от того, продиктовано ли создание детских пространств гуманизмом девелопера или чем‑то еще, для детской аудитории это в любом случае становится плюсом.

Площадка «Дюны» в элитном доме «Малая Ордынка, 19»

архитектор, автор проекта, партнер архитектурного бюро «Дружба»

Как устроена площадка

В центре Москвы компактный двор — распространенная ситуация. Площадь участка под площадку «Дюны» всего 98 кв. м. Если размещать на ней стандартное оборудование, поместятся только качели, карусель и песочница. Таким образом, перед нами стояла сложная задача: разместить площадку, насыщенную разнообразными функциями и подходящую для игры детей всех возрастов, на крошечной территории. Поэтому мы создали пространство-лабиринт, максимально непредсказуемое, которое содержит в себе длинные и непрерывные маршруты. Главная тема площадки — взаимодействие изнутри наружу и снаружи вовнутрь. Холмы предлагают различные возможности для лазания: скалодром, канат, сетку, перешагивание по пням, склоны под разным углом. Внутри холмов — норы: «шушукальницы», пещеры с детской мебелью, где можно встать в полный рост, а можно забраться в укромный уголок. Снаружи солнце, песок и вода — внутри космос. Изнутри наружу можно смотреть через перископ и разговаривать через телефон. Можно перемещаться, играя в разные игры: от банальных пряток до международных переговоров, как придумали дети.

Взрослые часто хотят подарить детям свою собственную детскую мечту. Поэтому возникают необыкновенно дорогие площадки в форме рыцарских замков или космических кораблей . Но если ребенок приходит в свой двор часто, он не может каждый раз играть на тему, которую ему навязали взрослые. Мы хотели сделать детское пространство образным, стимулирующим фантазию. И когда проводили тестирование площадки, спрашивали детей: что это вообще такое? Подводная лодка, песчаные дюны, уголок животных в саду, долина хоббитов, муравейник — такими были ответы.

Два других важных фактора для детской площадки — комплексность и насыщенность. Шаблонные решения не подходят, и нужно придумывать такие форматы и сценарии, которые нужны именно этому месту. Архитекторы обычно любят чистые, понятные, «звенящие» решения. В случае с детскими пространствами это не проходит: мы создаем неоднородные, наполненные деталями, в хорошем смысле странные и непредсказуемые решения.

Важно ли спрашивать у детей

Современные детские пространства, как правило, проектируются без учета мнения детей. Взрослые создают сценарии для игры, не посоветовавшись с детьми, и задают свои правила поведения. Так вырастают личности, которые усваивают привычку действовать по заданному сценарию, не привыкают экспериментировать, формировать свое мнение. Нам важно постоянно сверяться с детьми.

Читайте также:
Как сделать порог входной двери: особенности

Важный фактор — возможность изменять пространство, оставлять в нем свой след. Пространство должно быть максимально трансформируемым, что достаточно сложно осуществить на стационарной детской площадке. Даже на такой маленькой площадке, как «Дюны», можно создать пространство для манипуляций: большая меловая стена, где можно много рисовать и писать, два сыпучих материала (песок и кора), вода в прямом доступе ребенка, растения и поверхности для игры с ними.

Практика архитектурного бюро «Дружба» показывает, что дети могут и должны быть полноценными соавторами проектов среды, в которой они потом будут жить. Совместное проектирование с детьми — это кропотливая работа, которая полностью оправдывает себя. Ведь итог этой работы не просто архитектурный объект, но и важный образовательный результат. А самое главное, дети, мнение которых услышано и воспринято, получают позитивный опыт о том, что мир вокруг можно изменять .

От стандартного набора к городу для детей

Пять лет назад единицы задумывались о детской среде как об отдельной области проектирования . Проектирование площадок ограничивалось формальной расстановкой элементов из стандартного набора. Сегодня и у города, и у девелопера, и у родителей есть запрос на качественную детскую среду. Мы делаем попытки ввести ее в обычные жилые дворы: в этом году совместно с жителями спроектировали 19 муниципальных дворов Академического района и надеемся на качественную реализацию. Но это не все, следующий шаг — город для детей, комплексная система с продуманными маршрутами и связями, разнообразием, инклюзией, средой для игры детей и взрослых.

«Лучшая площадка — та, на которой нет взрослых»: Как устроены новые детские пространства Гид по самым интересным игровым площадкам России

За сто с лишним лет игровые площадки прошли долгий путь от скромных песочниц и примитивных металлических конструкций до потрясающих воображение арт-объектов. Теперь хорошая площадка — это не стандартный набор игровых элементов. Это место, где интересно взрослым и детям разного возраста и где есть множество возможностей для открытий и приключений.

The Village сделал гид по самым интересным игровым пространствам разных городов России и узнал у их создателей, как такие площадки помогают детям познавать мир и зачем на самом деле нужны горки-домики, врытые покрышки и песочницы.

Площадка «Пирамиды» в ЖК «Бунинские луга»

Новая площадка ландшафтной группы AFA и Richter, немецкого производителя игрового оборудования, сделана в форме знака бесконечности — так создатели хотели передать идею бесконечной игры. Здесь есть маленькие качалки, домики-пирамидки, в которых можно прятаться, и длинный тоннель для маленьких детей. Для ребят постарше — большая зона для активной игры. Благодаря особой водной системе в теплое время года можно пускать кораблики по ручью и строить плотины.

В центре площадки стоит 13-метровая пирамида — самое высокое игровое сооружение в Москве. С ее верхней площадки видно практически весь микрорайон. Отсюда по сетчатым тоннелям можно перейти на игровой пандус. Когда двигаешься «над пропастью», сердце замирает от страха и восторга. Для подростков и взрослых продуманы более сложные игровые элементы: например, здесь есть парные качели и карусели, работающие по принципу натяжения тросов.

Детская площадка «Фрегат» в Новой Голландии

Эта необычная площадка построена группой AFA и компанией Richter по проекту архитектурного бюро West 8. Она сделана в форме фрегата «Петр и Павел» практически в натуральную величину: 26 метров в длину и шесть метров в высоту. Внутри корабля есть несколько уровней: по канату можно забраться на верхнюю палубу, на капитанском мостике есть штурвал и подзорная труба. Строительные леса, которыми окружен каркас фрегата, — это лабиринт из лазов и переходов. Спуститься на землю можно с нескольких горок разной сложности.

«Эксперименты», «Джунгли» и водная площадка в «Сочи-Парке»

Как и первые две площадки от группы AFA, игровые пространства сочинского парка развлечений необычны как по подбору оборудования — многие объекты представлены в России в одном экземпляре, — так и по ландшафтным решениям.

На площадке «Эксперименты», как понятно из названия, дети исследуют окружающий мир. Играя, они знакомятся с действием центробежной силы на разных каруселях и изучают свойства звука и света. Для этого здесь есть ручные торнадо, музыкальные ступени, строительная площадка, подзорные трубы и зеркала различной формы. Основная идея площадки «Джунгли» — это постоянное движение и преодоление препятствий. Эта территория ориентирована на детей от шести лет и подростков: здесь можно лазить, карабкаться, подниматься на высоту и рассматривать парк в подзорную трубу. На водной площадке можно строить плотины и шлюзы, создавать запруды, менять направление потоков и переправляться через водную преграду на плотах.

основатель группы AFA и проекта «Хочу гулять!»

Парадоксально, но детям не нужна детская площадка. Детям нужно место, время и партнеры по игре, а также свободные материалы и пространство для преобразования. Детская площадка — это компромисс между ребенком и городом. В деревне мы спокойно разрешаем своим детям лазать по деревьям и копаться в грязи, однако в городе это вряд ли возможно.

Рецепт хорошей площадки: игровой рельеф (наличие разных уровней, а не плоской поверхности), натуральные материалы (песок, галька, земля — материалы, которые можно преобразовывать), вода (в любом виде, от колонки в песочнице до ручья и водоема), допустимые риски (игровая площадка должна предоставлять возможности для развития, а не быть камерой хранения), качественная среда (наличие деревьев и кустов, света и тени, мест для отдыха, туалета). И последнее: не забывайте про взрослых, особенно про пап! Они тоже пользователи площадки, и их почти столько же, сколько и детей.

Детский центр развлечений «Йети» в Уфе

«Йети» — это игровая площадка закрытого типа: здесь нет сценарных ограничений, нет заданной тематики и готовых шаблонов. Среди фишек «Йети» — связанный вручную четырехуровневый лабиринт, который покрывает территорию в 200 квадратных метров. Здесь ребенок может перемещаться как с одного уровня на другой, так и играть в рамках одного этажа: лазить, прыгать, ползать, карабкаться вверх и скатываться вниз. Рядом с лабиринтом — двухуровневая полоса препятствий и вертикальный лабиринт. Помимо активной зоны, есть творческая — большая строительная площадка, заполненная блоками, из которых дети могут сооружать все, на что хватит воображения. Для малышей сделали огромную песочницу с натуральной кварцевой крошкой бирюзового цвета.

Читайте также:
Оранжевый цвет в интерьере, сочетания оранжевого цвета

руководитель ДРЦ «Йети»

Проблема современных детей в том, что они лишились своего пространства. В нашем детстве были дворы, где мы носились с утра до вечера, пока родители не позовут домой. Мы росли и развивались самостоятельно, без следящих за каждым шагом родителей-вертолетов. А сейчас детям просто негде вдоволь порезвиться.

Наша идея была в том, чтобы создать для детей альтернативу двору, пространство для свободной игры и самовыражения. Ребенку необходим разумный риск, чтобы выработать самоконтроль и ответственность за свои поступки. В нашем центре дети могут играть без сопровождения взрослых с шести лет. За их безопасностью следит инструктор, который при необходимости регулирует детские конфликты, но старается без лишней надобности не вмешиваться в свободную деятельность детей.

Детская площадка в саду имени Баумана

Яркая деревянная площадка, напоминающая пиратский корабль, — это инклюзивное игровое пространство. Ее спроектировали в бюро Wowhaus с учетом потребностей посетителей разного возраста и детей с ограниченными возможностями: внутри есть стена с тоннелями и пандус, на который можно заехать на инвалидной коляске, а в игровой зоне есть специальные тренажеры для детей с ограниченными возможностями.

Природная площадка в Измайловском парке

Природная площадка — пока еще новый для России формат игрового пространства. Территорией в Измайловском парке занимались архитекторы из бюро «Чехарда». Основным условием было использование только безопасных с точки зрения экологии материалов. В центре площадки есть естественный холм с горкой и деревянной лестницей. Для самых маленьких посетителей устроили огромную песочницу и тоннели из бревен и коряг. Для детей постарше придумали гигантскую конструкцию из бревен, сетей и канатов и полосу препятствий, имитирующую поваленные деревья.

основатель «Натуральной школы»

С точки зрения активных самостоятельных детей и родителей, для которых свобода детей является ценностью, самая лучшая площадка — это площадка без взрослых. В Европе есть специальные площадки, приключенческие (adventure playground), куда доступ для родителей ограничен или запрещен вообще. Это места, где дети сами строят из разных материалов что угодно, где они могут жечь костер и т. п. Таким приключенческим предшествовали площадки из хлама (junk playground).

Мы делали такую площадку из электролома зимой 2016 года в Битцевском лесопарке. А с Машей Варанд мы делали временную площадку из картона и веревок на территории одной из московских школ весной 2017 года. В обоих случаях то, что мы сделали за пару минут, просто вывалив на землю привезенные с собой предметы, пользовалось успехом у детей. И в том, и другом случае они просто ринулись играть с теми материалами, что мы для них обеспечили. Но в первом мы столкнулись с негативной реакцией взрослых, причем не только и не столько родителей, сколько совсем посторонних людей, а во втором, к счастью, работники школы поняли и приняли нашу авантюру, не препятствуя активности детей на большой перемене.

Еще один опыт, который невозможно не упомянуть, — это площадки из покрышек в загородных детских пространствах: лагерях и т. п. Просто покрышки — это идеальная детская площадка. Они могут быть от легковых автомобилей, грузовиков и даже тракторов. Дети берут их поодиночке или группой и строят из них что хотят, часами пребывая среди шин. Площадки, где взрослые не мешают, не одергивают, не тревожат детей своим беспокойством и подмогой, менее травматичны, нежели площадки с большим количеством современных гиперопекающих родителей, нянь, бабушек.

Детская площадка «Космос» на ВДНХ

Рядом с интерактивным музеем космического корабля «Буран» на ВДНХ есть игровая площадка, спроектированная при участии датского дизайнерского бюро Monstrum. Из интересного здесь — модели космических аппаратов, которые стали символами отечественной космонавтики. Это не просто горки, а спуски из грузового космического корабля «Прогресс», ракеты-носителя «Восток» и игрового макета нашей планеты. А еще на площадке дети могут протестировать искусственный спутник Земли и луноход.

Арт-площадка «Не вывались!» в экопарке «Ясно поле»

Еще одна необычная площадка, которую спроектировали в бюро «Чехарда». Здесь есть деревянные балансиры, качели и огромная ярмарочная карусель. Но фишка площадки — игровая инсталляция с деревянными гнездами. И хотя инсталляция называется «Не вывались!», вывалиться из гнезда не страшно: оно окружено огромной вязаной сеткой, по которой тоже можно лазить.

«Большая песочница» в Таганском детском парке

После реконструкции в Таганском парке открылись водная площадка, зеленый лабиринт и интерактивный музыкальный фонтан, по которому можно носиться, как в «Музеоне». В огромной песочнице есть ручной экскаватор и много разных приспособлений для экспериментов с водой. В лабиринте можно бегать и играть в прятки, а зимой дорожки превратятся в каток.

Какие символы можно найти на детских площадках

художник, литератор, создатель арт-площадки «Спорные грибы»

Я к детским пространствам отношусь очень хорошо. И уже неоднократно подвергал подробному анализу структуру детской площадки — такой, какова она сложилась в нашем мире и в нашей стране. Анализировал различные сочетания архаических и футуристических элементов в структуре этой площадки, которые представляют собой целый пространственно-временной континуум, протянувшийся из глубокой древности и вплоть до времен освоения космоса.

На площадке обычно присутствует избушка. Причем это избушка, по характеристике Проппа, из которой нельзя выйти тем же способом, что и вошел, поскольку она является пропускным пунктом между мирами. Поэтому в эту избушку принято подниматься по лесенке, а спускаться уже по горке. А еще есть просто избушка, куда можно залезать и в ней сидеть, затаиться там. Ну и, конечно, обязательный элемент — грибок, то есть огромный гриб. Как правило, это мухомор — древнейшее, в общем-то, психоделическое средство, которое способствует как возвращению людей в детство, так и переходу границы между миром живых и миром мертвых.

Как правило, на площадках есть качели, карусели и такая загадочная вещь, как врытые рядочком покрышки, наполовину торчащие из земли. Рассматривая их, я не сразу открыл для себя значение этой иконографии, но потом я понял, что это изображение такого исторического змея. Потому что именно так изображается водяной змей — в виде витков, которые торчат из поверхности и видны только наполовину.

Читайте также:
Теплопроводность и другие свойства пенопласта

И конечно же, песочница, которая, в общем-то, ни больше ни меньше готовит человека к смерти. Что дети любят делать с песком? Причем не только в песочнице, но и на пляже? Дети очень любят зарывать друг друга в песок, тем самым имитируя погребение, символическую смерть. Это очень важно для детского сознания, ничего плохого в этом нет. Наоборот, крайне полезно готовиться к смерти с самого раннего возраста. Дети это понимают гораздо лучше, чем взрослые, кстати. Взрослые уже начинают смерти бояться, забывая, что к ней надо с полным осознанием готовиться, репетировать и как бы в нее играть. В частности, для того, чтобы, по архаической логике, отложить ее.

Так что в отношении детских площадок я могу выступить с очень консервативной позицией и сказать, что все необходимое для развития детей есть на наших площадках. И ничего нового не нужно.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста

Анастасия Савкина
Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста

«Организация РППС в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО».

Еще один из важных компонентов работы с детьми раннего возраста является организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада. Роль предметной среды в жизни и развитии детей раннего возраста – велика, ведь жизнь малыша происходит, в основном, в определенном замкнутом пространстве, среди конкретных предметов. Возрастные особенности раннего возраста диктуют особые требования к организации предметной среды, которая может способствовать, а может и препятствовать развитию ребенка Среда для маленького ребенка является носителем информации. Действия ребенка с отдельными предметами, дидактическими пособиями, играми и игрушками помогают ему познать свойства и отношения предметов и вещей. От того, какая среда окружает ребенка, во многом зависит его физическое, интеллектуальное и эстетическое развитие. Поэтому очень важно, чтобы среда соответствовала возрасту детей и была именно развивающей. Назовите основные принципы организации РППС в группах раннего возраста.

РППС должна быть содержательно-насыщенной. Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения и развития ребенка в процессе его самостоятельной деятельности. Каждый вид игрушек стимулирует развитие тех или иных способностей. Куклы и кукольное хозяйство являются основой для формирования и развития сюжетно-ролевой игры. Динамические и звуковые игрушки стимулируют детское экспериментирование, в котором формируется познавательная активность. Альбомы и книги с иллюстрациями способствуют становлению представлений о человеке, животном и растительном мире. Предметный мир раннего детства — это не только игрушки, но и вся окружающая ребенка обстановка, которая способствует физическому, социально-личностному, познавательному, художественно-эстетическому развитию детей.

Мебель и оборудование должны располагаться так, чтобы осталось достаточное пространство для свободной двигательной активности детей. Малыши должны иметь возможность беспрепятственно ходить, ползать, бегать, возить за веревочку машинки, толкать перед собой тележки.

Большое значение для полноценной жизнедеятельности ребенка в ДОУ имеет социальная среда развития. Социальная среда развития — это условия, позволяющие ребенку общаться с другими людьми — детьми и взрослыми. Устройство помещения должно позволять ребенку участвовать в общении с разными людьми, а также побыть одному. Следует обязательно предусмотреть «уголок уединения», где малыш может спрятаться и некоторое время побыть в одиночестве. Это может быть отгороженный ширмой или занавеской уголок комнаты или домик, в котором могут поместиться один-два ребенка.

Особое внимание необходимо уделять эстетике оформления групповых помещений. Эстетика оформления групповых помещений должна обеспечивать эмоциональный комфорт и эстетическое воспитание детей. Здесь очень важно наличие единого стиля и соответствие обстановки помещения его назначению. Цвет стен, гармоничность цветового решения, освещение, мебель — всё должно быть подчинено функции данного пространства и соответствовать потребностям его маленьких хозяев.

Важнейшим условием эмоционального самочувствия и настроения детей является правильное освещение. Оно не должно быть слишком ярким, «искусственным», и в то же время в комнате должно быть достаточно светло и солнечно. Особенно важно хорошее освещение центральных точек каждого помещения, где дети чаще всего занимаются своими делами. Очень важно наличие свободного пространства, «воздуха» в помещении. Избыток мебели, перегруженность массивными игрушками не только ограничивает свободу ребёнка, но и делает помещение тесным, «душным» и неэстетичным.

Необходимо создавать условия для того, чтобы с первых минут в детском учреждении ребенок попадал в благоприятное, психологически комфортное пространство. Для этого на участке создается красивый ландшафт (летом — аллеи, клумбы, арки, украшенные вьющимися растениями; зимой — скульптуры из снега). Вестибюль, коридоры и лестничные пролеты украшаются зеркалами, цветами, картинками, рисунками детей, игрушками, изготовленными взрослыми. В холле может быть устроен зимний сад, звучать музыка, при входе в группу малышей может «встречать» большая игрушка (например, медведь, Микки-Маус и др.). Все элементы интерьера должны быть со вкусом оформлены. Учитывая особенности детского восприятия, следует избегать мрачных тонов. Светлые, нарядные интерьеры привлекают внимание малышей, радуют их, облегчают разлуку с родными. Помещение для приема детей должно быть удобным, уютным и информативным для детей и родителей. Шкафчики для одежды украшаются картинками (индивидуальными для каждого ребенка). Должно стоять достаточное количество шкафчиков для одевания и раздевания. На стене при входе размещается стенд с необходимой информацией для родителей (дневное меню, распорядок дня, распределение организованной образовательной деятельности и т. д.). Специальное место отводится для демонстрации детских работ (рисунков, лепки и т. п.). На столике или в специальном кармашке, закрепленном на стене, хранятся и периодически обновляются методические материалы для родителей (списки рекомендуемой литературы по воспитанию детей, журналы, ксерокопии статей и т. д.). Оборудование туалетной комнаты должно быть приспособлено к нуждам маленьких детей и удобно для воспитателя. У каждого ребенка имеется свой горшочек и полотенце. Над раковинами для умывания надежно закреплены низкие зеркала, чтобы дети могли видеть в них свое отражение. В помещении для приема пищи,игр и занятий располагается детская мебель: столики, стульчики, диванчики, скамейки, на которых можно отдохнуть и полазать. Уют и тепло создают коврики, на которых малыши могут играть самостоятельно или вместе с воспитателем. Всё это способствует поддержанию доверительных отношений между взрослым и детьми. Оформление групповой комнаты должно пробуждать у детей познавательные интересы и позитивные эмоции. Цветовая отделка помещения не должна быть тусклой. На стенах размещаются аккуратно оформленные картины и репродукции, закреплены полочки, на которых экспонируются работы взрослых и детей, стенд, или специальные рамки, в которые вставляются детские рисунки, фотографии. Все экспозиции должны быть расположены на такой высоте, чтобы дети могли увидеть и рассмотреть их. Картины не должны быть громоздкими и «тяжелыми» для восприятия. Хорошо, если они будут выполнены в разных техниках и жанрах, дающих детям представления о различных изобразительных языках. В разных регионах экспозиции живописи и декоративно-прикладного искусства могут отражать местный или национальный колорит той или иной культуры, особенности художественных промыслов данного региона. На небольшом расстоянии от пола рекомендуется укрепить зеркало таким образом, чтобы малыши могли увидеть себя в нем в полный рост. Это важно для формирования у детей раннего возраста образа собственного «Я». Групповая комната и спальня могут быть оформлены звуковым дизайном, например, записями колыбельных песен, плеска воды, шума моря, пения птиц, шелеста листвы. Тихие, приятные звуки производят психотерапевтический эффект, успокаивают детей, создают особый уют, выполняют познавательную и эстетическую функции. Звуковой дизайн (веселые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений) может использоваться во время режимных моментов и в играх в качестве фона и дополнения. Рациональное размещение мебели, эстетическое оформление помещений способствует созданию домашней атмосферы, эмоционального комфорта, отражает заботу педагогов о поддержании у каждого ребенка положительного самоощущения.

Читайте также:
Шторы рогожка на окна в интерьере комнат

Важный принцип организации РППС –полифункциональность. Среда должна обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе, природных материалов) в разных видах детской активности.

Жизненное пространство в группе должно давать детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Но, несмотря на этот принцип в групповой комнате возможно зонирование. Важно, чтобы расположение центров способствовало плавному переходу от одной деятельности к другой. Например, центр для игр со строительным материалом может соседствовать с центром сюжетных игр (таким образом, ребенок, играя с сюжетными игрушками, может взять расположенные неподалеку кубики и построить домик и дорожку для кукол).

Принцип зонирования не означает, что предметная среда остается неизменной. Зоны могут меняться, объединяться, дополняться. Динамичность среды должна побуждать малышей к преобразованию, к исследованию нового. Развивающая обстановка должна, с одной стороны, обеспечивать ребенку ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, а с другой стороны — позволять взрослым и детям видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей малышей и постановки воспитателями новых педагогических задач.

При этом каждый центр должен быть хорошо освещен. Зонирование помещения помогает ребенку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности. В групповомпомещении могут быть организованы центры для следующих форм активности:

• приема пищи и занятий (столики со стульчиками);

развития движений;

• игр со строительным материалом;

• игр с машинками;

• чтения и рассматривания иллюстраций;

• игр с песком и водой;

• отдыха (уголок уединения);

• уголок природы (аквариум, фонтанчик, клетка с птичкой).

В спальне можно оборудовать уголок для «отдыха» кукол, поставить небольшую низкую вешалку для одежды, предназначенной для «ряжения» детей.

В группе должны быть легкие материалы и специальные предметы, позволяющие создавать новые центры и уголки. К ним относятся ширмы, скамейки, мягкие модули, большие куски ткани и т. д. Например, наличие в группе больших модулей из легких материалов позволяет строить в центре комнаты дома, дворцы, лабиринты, пещеры, в которых могут играть все желающие. Эти же модули легко преобразовать в большой общий стол и играть с группой детей. Разворачивающиеся поролоновые маты можно превращать в лодки, корабли, острова. Воспитатели могут менять элементы интерьера, привлекая внимание малышей к тому, что в комнате появились новые красивые вещи. Если кто-то из родителей умеет хорошо рисовать или владеет какими-либо художественными техниками, можно попросить их расписать свободную часть стены безопасными для здоровья детей красками, сделать панно, изготовить оригами и т. п.

РППС должна быть трансформируемой- обеспечивать возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, отменяющихся интересов и возможностей детей.

Элементы каждого центра (игры, игрушки) должны периодически меняться. В каждой зоне должны своевременно появляться новые предметы, стимулирующие двигательную, познавательную активность малышей, развитие их игровой деятельности. Игрушек в каждой зоне не должно быть много, но они должны регулярно обновляться. Так, игрушки для сюжетных игр должны, с одной стороны, побуждать малышей к разыгрыванию традиционных для данного возраста сюжетов; с другой, — среди них должны появляться новые, для того, чтобы игра детей не превращалась в воспроизведение штампов. Наряду с игрушками для сюжетной игры, необходимо предоставлять детям неоформленный материал — природный, бросовый, элементы старых конструкторов для использования в сюжетно- ролевых играх в качестве предметов-заместителей. Эти предметы также должны заменяться, чтобы стимулировать развитие воображения детей. Внесение элементов новизны в привычную обстановку, привлечение к ее преобразованию детей, способствуют развитию у малышей свободы, инициативности, творческого воображения.

Создание полноценной развивающей среды не связано напрямую с финансовыми возможностями детского учреждения. Групповое помещение не обязательно должно быть оснащено дорогостоящими игрушками и оборудованием. Эффективный педагогический процесс может быть организован при рациональном использовании самых скромных финансовых средств. Разностороннему развитию ребенка может способствовать не только игровой и дидактический материал фабричного производства, но и изготовленный самостоятельно педагогами и родителями. Главное — чтобы игрушки и материалы соответствовали возрасту детей, были адекватны целям развития и находились в свободном доступе. Доступность – это еще один из принципов организации РППС.

Одним из главных принципов организации РППС- обеспечение безопасности.

Предметная среда должна не только служить целям развития детей, но и быть безопасной для них. Она должна быть организована таким образом, чтобы предотвратить возможность несчастных случаев и травм, и в то же время не ограничивать свободу детей. Мебель, перегородки должны быть устойчивыми, полки надежно укреплены на стенах, столы и стулья не должны иметь слишком острых углов, цветы в горшках — стоять подальше от края подоконника. Игры и игрушки располагаются на низких полках, чтобы дети могли свободно брать их и самостоятельно класть на место, не подвергая себя опасности. Электрические розетки, хозяйственные принадлежности, находящиеся в группе (посуда и столовые приборы, ножницы, средства для мытья посуды и т. д.) должны быть недоступны для малышей. Все игрушки должны быть чистыми, исправными, не иметь деталей, которые могут поранить ребенка. В свободном доступе для детей не должны находиться слишком мелкие предметы, которыми малыш может причинить вред своему здоровью (подавиться, засунуть в нос или в ухо). Педагоги следят за тем, чтобы в игровой комнате, в спальне и в приемной не было пластиковых пакетов, веревок, которые могут вызвать удушение. Со всеми этими предметами дети могут играть только под присмотром взрослых. Игры с водой и песком, с пластическими материалами также проходят под наблюдением взрослых. Нужно следить, чтобы дети не пили воду из тазика, не брали в рот – песок, пластилин и т. п. Все игрушки и материалы для ручного труда (пластические материалы, клей, краски, ткани, бумага и т. д.) должны быть нетоксичны. Следует постоянно заботиться о безопасности детей на участке. Игрушки для прогулок нужно хранить отдельно и регулярно мыть. Нельзя оставлять малышей без присмотра на качелях, горках и других игровых сооружениях. Следует проверять детскую площадку на наличие неисправных сооружений, поломанных веток деревьев и кустарников, мусора, камней, стекла и других, опасных для здоровья предметов. Песок в песочнице должен быть чистым.

Читайте также:
Трехкамерный плотик для рыболовов

Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе Организованная предметно-пространственная среда в группе должна предоставлять каждому ребёнку равные возможности для его всестороннего.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе раннего возраста. Центр экспериментирования «Любознательный малыш» ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЦЕНТР ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ” ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ МАЛЫШ” ЦЕЛЬ:.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе раннего возраста «Пчелки» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Сегодня, я расскажу о том какую Предметно-пространственную развивающую среду, я постаралась создать.

Личное пространство для ребенка

Важность личного пространства и личных вещей в жизни ребёнка

Личное пространство необходимо каждому человеку. Возможность побыть в одиночестве, заниматься тем, что нравится, быть самим собой – всё это крайне важно для душевного комфорта.

Но почему-то многие родители считают, что личное пространство – это привилегия взрослых, а дети ещё не заслужили на него право.

Говорите ли вы своему ребёнку фразы вроде «Твои игрушки куплены на мои деньги, а значит, они мои», «Будет у тебя свой дом, и будешь решать»?

Если да, то пора перестать это делать.

Жажда одиночества – обязательный этап взросления

Потребность в приватности возникает постепенно, по мере взросления, и становится особенно острой в кризисные периоды: 3, 5, 7 лет, подростковый возраст.

В 3 года ребёнок начинает осознавать себя как отдельную личность, ему требуется воспринимать себя независимо от окружающего мира. К моменту полового созревания подросток проходит через сложный период самоидентификации.

Пространство необходимо ему, чтобы разобраться в том, кто он такой, какое место он занимает в этом мире, чего хочет, чего боится.

Вот почему личная территория особенно важна в этот период.

Родители подростков часто расстраиваются из-за того, что их дети запираются в своей комнате, переживая, что они хранят свои секреты.

Но иметь секреты – это абсолютно нормально!

Вы же не рассказываете даже самым близким людям абсолютно всё о себе?

Почему же ваш ребёнок должен докладывать о каждом шаге и промелькнувшей мысли? Если подросток проявляет агрессию, это не значит, что он пытается скрыть что-то плохое.

Это всего лишь способ отстоять своё достоинство и свои границы. Попытки насильно вторгнуться в личное пространство не помогут установить доверительные отношения, скорее напротив, полностью разрушат все шансы на достижение взаимопонимания.

Поймите, что ребёнок – не гость в доме, где взрослые – хозяева. Он полноценный член семьи, и, если вы хотите вырастить гармоничную личность, нужно приучаться уважать его личное пространство с раннего детства, соблюдать границы, которые ребёнок выстраивает вокруг себя.

Полезные советы для родителей

Воспользуйтесь ими, чтобы избежать проблем в отношениях:

У ребёнка, особенно подростка, обязательно должна быть своя комната, и, прежде чем войти к нему, нужно постучать в дверь и дождаться приглашения. Так вы показываете сыну или дочери, что он в безопасности на своей территории. В свою очередь, ребёнок понимает, что важно уважать и ваше уединение, и он никогда не войдёт без стука в спальню родителей.

Если нет возможности выделить отдельную комнату, обустройте хотя бы собственный уголок, где ребёнок сможет рисовать, читать, заниматься творчеством, слушать музыку – делать всё, что ему нравится, не боясь быть подвергнутым критике и высмеиванию. Позвольте ему принимать участие в выборе мебели и отделки комнаты, принимайте во внимание детское мнение, несмотря на то, что ваши вкусы могут различаться.

Личные вещи – возможность не только проявить свою индивидуальность, но и научиться ответственности. Ребёнок знает, что может распоряжаться своими вещами по собственному усмотрению, учится аккуратности, начинает беречь их.

Собственная территория накладывает ряд обязательств: приучите ребёнка убирать в своей комнате. Вы обязуетесь не трогать его вещи, он обязуется самостоятельно поддерживать порядок.

Не обсуждайте при ребёнке вопросы, не предназначенные для посторонних ушей, с формулировкой «Он всё равно ничего не поймёт».

На самом деле дети понимают намного больше, чем вы думаете, а такое отношение обезличивает ребёнка и заставляет его чувствовать себя чем-то вроде предмета мебели. И это тоже можно считать нарушением личных границ.

Если есть сложности в отношениях с детьми, запишитесь на консультацию к психологу.

Дизайн детской: советы и ошибки

Настроение и поведение ребенка во многом зависят от того, что его окружает и в какой обстановке он растет. Поэтому родителям необходимо создать в детской безопасное и комфортное пространство для сна, игр и учебы.

К Международному дню защиты детей дизайнеры рассказали, как грамотно обустроить комнату ребенка.

Читайте также:
Льняные шторы в интерьере

Общие правила

Безопасность и практичность

Прежде чем начать покупки, напишите список, в который войдут не только нужные предметы для обустройства и интерьера детской, но и приспособления, которые будут защищать и оберегать ребенка, рекомендуют дизайнеры

«В части безопасности и практичности интерьера детской комнаты продумайте ограждающие элементы мебели, отсутствие острых углов, открытых розеток, легко открывающихся окон, скользкого пола, подиума, высоких порогов и лестниц, сложных в уборке предметов, на которых быстро собирается пыль, открытых радиаторов, труб и горячих источников света», — советует дизайнер, основатель студии Grande Familia (iRoomproject) Инна Каминская.

Зонирование

В детской комнате следует создать несколько зон — игровую, спальную, спортивную, учебную и зону для хранения. Их размер и функции будут зависеть о площади комнаты, возраста и увлечений ребенка.

«Планируйте даже самое маленькое пространство так, чтобы оставалось место для игр и творчества — например, чтобы собрать железную дорогу или построить целую деревню в течение недели. Не покупайте громоздкие кровати и шкафы, оставьте детям свободу для творчества и развлечений», — советует основатель и креативный директор Copper & Tin Елена Спиридонова.

Игровую зону можно отделить от учебной стеллажами или ширмами, при этом здесь стоит отказаться от мебели с острыми углами. Хранить игрушки удобно в открытых стеллажах со специальными контейнерами и корзинами — так ребенок сможет сам достать и убрать все необходимое.

Место для сна

Ребенку необходимо создать уютное место для сна. Дети любят обустраивать домики и прятаться в них — так они чувствует себя защищенными. Поэтому желательно, чтобы «потолок» у детской кровати был ниже.

«Можно повесить над кроваткой балдахин, шторы или полог. Также можно купить кровать со вторым ярусом, на котором будут жить любимые игрушки малыша. Можно также самостоятельно соорудить что-то наподобие палатки, закрепив над кроватью ткань», — рекомендует дизайнер. Спальная зона в детской может быть яркой, как и вся комната, но здесь стоит отказаться от обилия контрастов.

Стены и пол

Сделайте стены единым творческим пространством. «Пусть они будут не строгой составляющей модного дизайна, а поверхностью для реализации воображения и новых идей. Лучше отказаться от дорогих текстильных и бумажных обоев, для детской подойдут магнитно-маркерные или пробковые панели, а также обои-раскраски», — рекомендует Каминская.

Подбирая отделку, следует учесть предпочтения малышей и их любимых персонажей из сказок и мультфильмов, пояснила Спиридонова. «Сегодня продаются обои для тех, кто любит рисовать и увлечен цирком, животными, для поклонников «Щенячьего патруля» или «Снежной королевы», — отметила директор Copper & Tin.

Однако в комнате не стоит строить макеты космических кораблей и рисовать на стенах пиратов, считает партнер архитектурный студии DVEKATI Екатерина Сванидзе. Она отметила, что ребенок сам сфантазирует свою сказочную реальность. Пространство должно быть удобным, креативным.

Напольное покрытие в детскую лучше выбрать из натуральных материалов, но не холодных и скользких — ребенку должно быть комфортно играть на полу. Это может быть паркетная доска, мармолеум или пробка, уточнила дизайнер. Она посоветовала отказаться от коврового покрытия во всей комнате, так как на нем скапливается много пыли и это может вызвать аллергию. Однако стоит обязательно присмотреть ковер для игровой зоны.

Основные ошибки

Захламленность

Часто, когда дело доходит до интерьера детской, родители скупают все подряд: детские стульчики и качалки всевозможных видов, коврики с высоким ворсом, бескаркасные кресла, крупные мягкие игрушки, сложный текстиль и портьеры с кружевами и украшениями, массивные подушки для кормления, мини-палатки, домики, пластиковые горки, перечисляет Инна Каминская.

Это настоящий апокалипсис для небольшой по площади детской комнаты, отмечает дизайнер. Мамы часто увлекаются и не понимают, что действительно нужно ребенку, а что будет совершенно бесполезным хламом, подчеркнула глава Grande Familia. Она пояснила: скупка сложных коллекций мебели, света и текстиля не дает гарантии, что комната малыша станет уютной и комфортной.

Интерьер «на вырост»

Еще одна распространенная ошибка в обустройстве детской комнаты — интерьер детской «на вырост». Из-за этого нарушается функциональное планирование, а сам интерьер начинает напоминать мебельный магазин: для одного ребенка родители покупают несколько кроватей, диванов с дополнительными креслами, а, например, для трехлетнего — парту первоклашки или полноценно обустроенную ТВ-зону, отметила Каминская. Она посоветовала не торопить события и создавать интерьер детской в соответствии с возрастом ребенка.

«Часто младенцу не нужна отдельная комната. Ему нужна комфортная кроватка, пеленальный стол и свободное пространство со свежим воздухом и правильным освещением. У ребенка трех-шести лет круг интересов расширяется, как и круг занятий. Дети становятся более подвижными, наступает время активных игр и начального обучения. Количество игрушек увеличивается, и теперь нужна вместительная и удобная система хранения в игровой зоне и удобная мебель для занятий и творчества», — уточнила эксперт.

Кровать у окна

Другая ошибка, которая часто встречается при обустройстве детской, — это расположение кровати рядом с окном или около дверей. В этих зонах часто бывают сквозняки, кроме того, из-за дверей слышен шум из соседних комнат и ребенку сложнее будет заснуть.

Лучше расположить кровать в центре детской изголовьем или боком к стене. Рядом с окном можно поставить стол для занятий и развивающих игр.

Стереотипное оформление

Еще одна ошибка — стереотипное оформление комнаты девочки в розовых, а комнаты мальчика — в голубых и синих тонах. «Не бойтесь использовать в комнате мальчика цветочные принты или декор с птицами. А комната девочки вполне может быть оформлена в небесных оттенках», — уточнила дизайнер Каминская.

Необязательно также использовать декор, который подойдет только ребенку. Малыш быстро вырастет — и эти предметы уже не понадобятся. Слишком инфантильный дизайн вскоре надоест, и придется делать новый ремонт.

Перебор с цветами

Стоит отказаться от слишком большого количества ярких цветов в отделке детской комнаты, так как это может плохо сказаться на концентрации малыша и повысит его возбудимость. Кроме того, детская будет казаться меньше.

Отдайте предпочтение одной цветовой гамме, сочетая два-три цвета. Яркие детали с персонажами из любимых мультфильмов и книг лучше сконцентрировать в игровой зоне, в остальной комнате интерьер должен быть более спокойным.

Громоздкое и дорогое

Не покупайте громоздкие кровати, тумбы и шкафы, оставьте детям свободу для творчества и развлечений, рекомендует основатель и креативный директор Copper & Tin. Вместо объемной мебели лучше выбрать многофункциональную. Кроме того, следует использовать подвесные полки и поставить на них ящики для хранения.

Читайте также:
Город штор: магазин с богатым выбором

Стили

Сканди

Чтобы сделать дизайн детской в скандинавском стиле, выбирайте белый и светлые нейтральные оттенки. Также можно использовать натуральный текстиль и дерево.

Классика

Классический аристократичный дизайн детской подойдет для девочки. Кровать из натурального дерева можно украсить балдахином, а тумбочку и стол выбрать с резными ножками. На стенах хорошо будут смотреться картины в позолоченных рамках.

Прованс

Для детской в стиле прованс стоит выбирать отделку пастельных оттенков и текстиль в мелкую клетку или цветочек. На кровать ребенка можно положить подушки в кружевных наволочках с рюшами. В качестве декора подойдут сухоцветы в вазах.

Кантри

Стиль кантри во многом похож на прованс, но здесь следует сделать акцент на разноцветные предметы декора, например уютное лоскутное одеяло или подушки с вышивками. Также стоит выбирать текстиль в клетку или горох. Предпочтение лучше отдать мебели из натурального дерева, покрашенной в белый цвет.

Детская комната в стиле лофт больше подойдет для квартиры с высокими потолками или загородного дома. Здесь отлично будут смотреться спортивный уголок со шведской стенкой и двухъярусная кровать. Также не стоит забывать. что одна из стен должна иметь грубую отделку.

«Опять песочница?». Зачем нужны детские площадки и какими они должны быть

Тесная песочница, маленькая горка, очередь на качели и вообще ничего интересного для подростков — у родителей много претензий к типовым детским площадкам. Вместе с компанией Sminex, которая провела масштабное исследование и создала уникальное развивающее пространство в доме «Достижение», разбираемся, почему прогулки на площадке все-таки важны и как сделать их интереснее.

Когда ребенок приходит на занятие в спортивную секцию, танцевальную студию или в кружок, никто не спрашивает: «А чем бы ты хотел сейчас заняться?» На всё есть расписание, график и учебный план. А вот когда он выходит гулять во двор, план может появиться только в голове, а как его воплотить, нужно будет придумать самому. И это здорово: свободные и подвижные игры учат мозг накапливать и обрабатывать информацию, поступающую от разных органов чувств, а также ставить цели и добиваться их. Как именно это работает, нам рассказала кандидат психологических наук Мария Соколова, которая изучает детские игровые пространства и консультирует архитекторов и компании, создающие детские площадки для современных домов.

Чему учатся дети, гуляя во дворе

0–3 года. В этом возрасте дети активно исследуют все, что их окружает, используя зрение, слух, обоняние, осязание. Они открывают для себя разные текстуры (песок, галька, кора, трава). Узнают, что холодное, а что теплое, что гладкое, а что шершавое. Это впоследствии способствует развитию мышления, речи, внимания и всех сенсорных систем. Дети в этом возрасте осваивают простые движения (раскачивание, спуск с невысокой и не страшной горки) и получают первый социальный опыт — знакомятся друг с другом, начинают играть и дружить.

3–7 лет. Дети пробуют на детской площадке более сложные игры, примеряя разные роли («А давай я буду рыбой», «А я — водителем») и придумывая сюжеты («Давай как будто мы на острове, а это наш дом»!). Воображаемый дом — очень важная часть площадки. Дети быстро его «обживают» — и начинается долгая игра со множеством сюжетных линий. Кроме того, в дошкольном возрасте дети осваивают более высокие конструкции для движения, качели с большей амплитудой движения. Играя с водой и песком, они учатся экспериментировать и исследовать разные состояния материалов. А что, если прорыть тоннель, — выдержит крыша или обрушится? Какой высоты получится башня из мокрого песка? Устоит ли пирамида из камней? Детская площадка превращается в архитектурное бюро и экспериментальную научную лабораторию.

Что ты больше всего любишь делать, когда выходишь гулять?

Саша 6 лет: «Люблю играть с ребятами в догонялки, залезать на всякие штуки, перепрыгивать их, играть в мяч».

Дима, 6 лет: «Висеть на турниках, прыгать, ходить по рукоходу, забраться высоко и сидеть на всех смотреть».

Федор, 5,5 года: «Лазить на площадке. И чтобы были дорожки для самокатов и великов».

Алиса, 5 лет: «Я хочу, чтобы были разные игровые автоматы и фонтаны».

8–12 лет. В этом возрасте дети становятся ещё более подвижными и всё чаще идут на риск. Хочется залезть повыше, удержать баланс, быть ловким и смелым — а главное, продемонстрировать это другим: «Смотри, как я могу». Площадка становится местом для приключений (вскарабкаться, пролезть, повиснуть!), для которых нужна компания.

Представь, что ты главный архитектор и можешь придумать любую детскую площадку. Что бы ты хотел на ней разместить?

Даня, 11 лет: «Горки и водные каналы, всякие препятствия, а также мосты и переходы. Водяную мельницу, водопад».

Боря, 11 лет: «Я бы взял большую территорию и разместил на ней модель Хогвартса. Еще бы хорошо Запретный лес и хижину Хагрида. С камнями, паутинами и подземельем. И обязательно нужна тарзанка, чтобы перелетать из Хогвартса в хижину».

Лев, 11 лет: «Деревья, чтобы можно было лазить. Как в панда-парке, только без сложных препятствий. Еще бы сделал башню и корабль. На земле — такой комплекс, чтобы можно было забраться под землю, подниматься на холмы и спускаться в овраги. Там обязательно нужны веревки для опоры, чтобы не упасть, пока вылезаешь или спускаешься!»

13–15 лет. Подростки тоже любят на чём-нибудь раскачаться, куда-нибудь забраться и что-нибудь перепрыгнуть — увлечение паркуром абсолютно естественно для тинейджеров. Но в этом возрасте ещё важнее становится общение — формируются группы по интересам, они учатся быть взрослыми. Также им нужно место, чтобы уединиться и посидеть с телефоном, многим комфортнее наблюдать за сверстниками со стороны, оставаясь «невидимыми».

Почему детям скучно на типовых площадках

Маленькие дети по-прежнему проводят на площадках много времени с мамами, бабушками и папами. Однако типовые площадки во дворах не подразумевают участия взрослых. Скажем, в стандартной песочнице для них нет места и приходится ограничиваться банальным контролем: «Не упади», «Не залезай высоко», «Отдай мальчику машинку».

Читайте также:
Новый стиль ванной комнаты

Плюс на обычных площадках может быть скучно, потому что они задают примитивные алгоритмы действий: скатиться с горки, забраться по лесенке, раскачаться на качелях туда-сюда. А еще там может быть довольно тесно — в очереди на качели можно провести половину прогулки. Как результат, многим детям больше нравится играть вдалеке от площадок — в парке или в лесу. Там можно свободно бегать и прятаться, собирать палки или листья, строить шалаши, переходить топкие места по бревну… Открытый мир побуждает детей экспериментировать — самостоятельно ставить и решать задачи, придумывать и менять правила игры.

Как сделать уличные игры интереснее?

Ориентируйтесь на интересы детей. Во время прогулок спрашивайте детей, чем хотелось бы заняться им самим. Учите их ставить себе цели и достигать их самостоятельно.

Меньше ограничивайте. «Не иди туда, испачкаешься», «Не бегай, упадешь» — это не забота, а запрет.

Учите оценивать риски и принимать решения. Давайте ребенку максимум возможностей для экспериментов и новых активностей, расширяющих возможности тела и интеллекта.

Позволяйте двигаться разными способами. Это важно, чтобы получить стимуляцию всех отделов вестибулярной системы в трехмерном пространстве.

Немного риска не помешает. Там, где это возможно, стоит пробовать новое, чтобы ребенок прикладывал усилия для достижения цели, преодолевал трудности, оценивал риски. Допустимый риск — необходимый компонент игры, который развивает в детях дух здорового авантюризма.

Как создать идеальную детскую площадку

Современная детская площадка не должна ограничивать ребёнка заданными сценариями, но при этом важно, чтобы она стимулировала развитие разных навыков — от мелкой моторики до ориентирования в пространстве. Как считают эксперты, идеальная площадка сочетает пространства для активных и спокойных игр, позволяет играть одному и в компании, а также не забывает о родителях: им должно быть комфортно как присоединиться к игре, так и спокойно понаблюдать за ней со стороны.

«Развивающие детские пространства — обязательная часть комфортной среды, которую мы создаем во всех наших проектах, — говорит Александр Лагутов, директор департамента разработки продукта Sminex. — Ребенку необходимо накапливать жизненный опыт, сталкиваясь с разными средами и физическими свойствами. Пространства по нашему стандарту KID`S LAB способствуют самовыражению и развитию исследовательских навыков, духа здорового авантюризма. Здесь дети могут самостоятельно проводить эксперименты со звуком, механикой и оптикой, развивать воображение и сенсорную систему с помощью головоломок и лабиринтов. Мы отходим от использования ярких цветов, пластика в большом объеме, от нефункциональности. И всегда помним, что на детской площадке у дома должно быть интересно каждый день, а не раз в год».

Двор-долина

Проект развивающей площадки можно увидеть в доме «Достижение» от Sminex. Детские пространства здесь спроектированы по фирменному стандарту компании — KID’S LAB. Они рассчитаны на детей всех возрастов; здесь учтены пожелания как самих детей, мнения родителей, так и экспертиза специалистов. Природные формы ландшафта, экологичные материалы, абстрактные решения, трансформируемость пространства — все это развивает фантазию и делает площадку интересной всегда, не ограничивая ребенка заданными сценариями игры. На площадке созданы различные игровые уровни: с перепадом рельефа от 0 до 4 метров высоты меняется и возраст играющих детей. Снизу комфортно самым маленьким, на высокой части площадки с интересом проводят время дети постарше. Во дворе дома «Достижение» предусмотрены крайне редкие даже для современных домов решения: большая зона игры с водой и отдельная игровая площадка для подростков, где они могут заняться паркуром или поиграть в настольный теннис.

* Мнения детей взяты из опроса, который проводился психологами компании AFA.

Как правильно подшить шторы своими руками (7 фото)

Уютную квартиру или дом невозможно представить без штор на окнах. Они вносят комфорт, сберегают тепло, дарят красоту и ухоженный внешний вид помещению, особенно, если сами оконные конструкции оставляют желать лучшего. В выборе материала для занавесок современный домовладелец не ограничен. Можно повесить натуральную, комбинированную или искусственную материю. Самый простой вариант – купить уже готовые шторы в специализированном магазине. Там продаются изделия стандартной длины и ширины. Если нужны единственные и неповторимые занавески на окна, тут только один вариант — подбирать шторную ткань и подшивать ее самостоятельно. Это не так сложно, как звучит. Как подшить шторы с помощью ленты? Сделать это можно тремя разными способами.

Способы обработки занавесок

Чтобы понять, как правильно подшить шторы, необходимо, в первую очередь, определиться со способом подшивки. Он бывает:

  • ручным;
  • механическим;
  • клеевым.

Ручной метод самый сложный и долгий. Зато для его осуществления необходима лишь нитка да иголка. А еще – запас времени, максимум терпения и готовность быть уколотым. Прежде, чем приступать к процедуре, необходимо хотя бы вспомнить, какими вообще бывают швы и стежки. Самыми простыми называют:

  1. сметочный;
  2. машинный;
  3. стачной;
  4. обметочный;
  5. в закрутку;
  6. петельный;
  7. потайной.

Для подшивки шторок потребуется сметочный, машинный или обметочный. В других нет необходимости.

Ручной способ подшивки – самый сложный, требуется терпение и сноровка

Механический метод осуществляют с помощью швейной машинки. Современные агрегаты включают в себя несколько десятков полезных функций, среди которых есть и та, что позволяет просто и легко смастерить занавески нужного размера, точно подшить низ.

Если швейной машинки в доме нет – вряд ли стоит покупать ее из-за одних лишь шторок. Особенно, когда дальнейшее использование агрегата не предполагается. Хорошая качественная «механическая швея» стоит от 5 тысяч рублей, а в салоне занавески подошьют за рублей 500. Разница очевидна.

Механический способ подходит тем, у кого швейная машинка не пылится в дальнем углу, а периодически исполняет свои «профессиональные обязанности».

Если машинки в доме нет, то и покупать ее только для штор – слишком затратно

Быстрый метод, как укоротить шторы, заключается в покупке специальной клеевой ленты. Она бывает разных размеров от 1 до 10 сантиметров. Существует 2 типа таких приспособлений:

  • конец шторки вставляется в своеобразный карман из ленты – для этого ленточку складывают пополам по ее длине;
  • конец тюля подгибают, а внутрь сгиба вставляют клеевую тесемку.

Что предпочтительнее? Сказать сложно. Для каждого типа шторок — свой способ. Недостатки у клеевой тесемки, как не прискорбно, есть. Со временем она отклеивается. Чем суше или влажнее, холоднее в комнате, тем быстрее ленточка придет в непригодность. Чтобы вернуть шторку в прежнее состояние, придется удалять ленточку полностью, покупать в магазине новую и «устанавливать» ее заново.

Читайте также:
Гостиная в индустриальном стиле

Некоторые хозяйки уверяют, что по расклеившейся части можно вновь пройтись утюжком – она будет, как новенькая. На самом деле, если клей высох – восстановить прежние способности будет практически невозможно.

Если клейкая лента отклеилась в результате эксплуатации, ее нужно заменить, а не чинить

Без особых затрат: иголку в руки

Не каждый знает, как подшивать шторы вручную. Хотя на этот счет существует специально созданная инструкция. Она заключается в следующем — укорачиваем так:

  1. необходимо заранее подготовить нужные инструменты: иголку, нитки, ножницы, металлический или пластиковый наперсток (пригодится с плотными шторками);
  2. сначала производят измерения шторок. Для этого берут швейный метр или рулетку, мел или кусок белого мыла для производства отметок, и начинают процедуру. Хорошо бы разложить шторки на твердой ровной поверхности, по углам придавить чем-то тяжелым и растянуть, не допуская загибов и заломов. Лишнее – обрезать;
  3. когда метки сделаны, нужно аккуратно загнуть край шторки. В случае с толстой тканью делают лишь один загиб. На тюле или органзе – 2-3, не более, иначе получится слишком громоздко;
  4. полученный загиб крепят булавками или иглами, чтобы в процессе сшивания он не разошелся;
  5. для плотной синтетики используйте тонкие иглы, постарайтесь не прокалывать изделие насквозь, образуются непривлекательные дыры, которые остаются навсегда. То же самое касается органзы;
  6. не торопитесь, главное, выполнить шов максимально ровно, любые дергания руки будут слишком заметны – это не придаст шторкам красоты и стиля;
  7. в начале и конце строки оставляют концы нитей (хотя бы сантиметра по 2), их просто завязывают между собой, но не стягивают слишком сильно, иначе получится некрасивый излом. Кончики после узлов можно обрезать, в них нет необходимости.

Вручную подшить шторы можно очень красиво, если никуда не торопиться

Видео по теме:

Используем машинку: справится и начинающий

Чтобы правильно подшить шторы своими руками, не требуется быть суперспециалистом и профессиональной швеей в области. Достаточно знать, как включать и заправлять нитку в иголку, проводить ткань под лапкой. Для каждой швейной машинки на этот счет – своя инструкция. Целесообразно ознакомиться с ней еще до начала работы.

Итак, нитка вставлена на место, катушка готова к работе, приступаем к укорачиванию длины занавески:

  1. сначала необходимо подвернуть ткань так, как требуется. Для этого надо провести замеры, потом сметать шов крупными стежками;
  2. далее приступают к подшивке;
  3. длина шва составляет от 0,3 до 0, 7 сантиметров, больше не нужно, как и меньше, это будет выглядеть неэстетично;
  4. в начале и конце строчки не делают никаких обработок и закрепок, нити просто связывают друг с другом, а ненужные концы обрезают.

Важно: некоторые специалисты советуют перед тем, как быстро подшить шторы, подшейте и обработайте края оверлоком, если такая функция имеется в машинке. Делать это не обязательно, но желательно, тогда нитки не станут осыпаться, а мастер — нервничать.

С машинкой подрезать шторы проще и быстрей – получится не хуже, чем в ателье

Посадим на клей: инструкция по использованию

Проще всего укоротить штору с помощью специальной липкой ленты. О ее видах рассказано чуть выше. Далее приведена инструкция по использованию:

  1. длина тесьмы должна соответствовать длине края занавески, если она будет длиннее или короче, ничего хорошего не получится, стоит внимательно отнестись к замерам;
  2. сначала формируют сгиб на конце занавеси: для стабильности его обрабатывают горячим утюгом, так излом надежно закрепляется на выбранном месте;
  3. в сгиб или на конец занавеси накладывают клеящуюся тесемку, а затем проходят по всей «конструкции» горячим утюгом. Высокая температура активирует клеевой состав, он прилипает к ткани и быстро застывает на воздухе.

Важно: подобный метод обработки подходит далеко не для всех тканей. Чтобы клей заработал, утюг должен быть действительно горячим, а не еле теплым. Термическую обработку не выдержит органза или тонкий тюль, поэтому для них клеевая лента не подходит.

Если лента прикреплена правильно, ее не будет заметно посторонним и окружающим

Особенности и тонкости подшивки

Процедуру укорачивания нельзя назвать сложной, она скорее энергозатратная, на осуществление требуется большое количество свободного времени, торопиться в данном случае не желательно.

Есть некоторые секреты профессионалов, которые помогут справиться с работой быстрее и точнее, главное, красиво:

  • перед подшивкой надо дать занавесям отвисеться. Обычно на это уходит дня 3. При подобной манипуляции шторы могут немного вытянуться, тогда и подрезать придется больше;
  • перед тем, как повесить шторки на вытяжку, нужно намочить их и не отжимать. Это утяжелит ткань, поможет ей разработаться;
  • материал очень тонкий, легкий? Тогда нити для подшивки выбирайте облегченные, малозаметные, в тон самой материи, строчки снизу практически не будет видно;
  • чтобы края толстой ткани после обработки не загибались, внутрь подворота прячут грузик — металлическую пластинку, например. Ее не должно быть видно посторонним;
  • не стягивайте нитки на конце и в начале строчки, ткань деформируется, подобное выглядит небрежно;
  • иногда органзу или тонкий тюль не подшивают, а опаливают, как бы запечатывая края изделия. Тут нужна ловкость и сноровка – иначе материалы сгорят за считанные секунды;
  • к краю вместо загиба можно пришить тесьму, кружевную ленточку – смотрится необычно, очень эффектно;
  • шторную ленту пришивают только на машинке или руками, клеевая тесемка не выдержит такого груза;
  • любые оплошности можно задекорировать лентой – для этого используют яркие изделия, мастерят сборки.

Чтобы края шторки не загибались, внутрь загиба можно спрятать небольшой груз

В заключение

Не ленитесь и не бойтесь подшивать портьеры и легкие занавески самостоятельно – процесс простой, хоть и не быстрый. Важно грамотно сделать замеры – для этих целей лучше пригласить помощника. Толстые материи подворачивают один раз, тонкие – два или три максимум. Концы ниток строчки связывают между собой, но не стягивают, иначе получится залом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: